Ваш регион:
Любой регион

Отдел трудоустройства - Вступление в мир работы: адекватность ожиданий выпускников вузов по отношению к рынку труда

Ирина Леонидовна Вакурина - директор по персоналу ООО "ИмПарт". Тренер.

Практика показывает, что молодой человек, окончивший ВУЗ, не умеет адекватно воспринимать запросы рынка труда и те требования, которые предъявляет к нему работодатель. Как правило, требования выпускников завышены, не соответствуют реальности рынка труда, и приходится корректировать их ожидания.

Пример из разговора менеджера по персоналу с молодым человеком 22-х лет, пришедшим устраиваться на работу. Менеджер по персоналу (после короткого диалога с претендентом на вакансию): "Мы можем предложить Вам работу продавца-консультанта. Устроит Вас это?". Ответ: "Нет, меня это не устроит, я хочу быть менеджером. У меня в дипломе написано, что я менеджер". Менеджер по персоналу: "Хорошо, а как Вы представляете себе работу менеджера?". Ответ: "Его задача - руководить". Менеджер по персоналу: "А руководить - что это значит для Вас?". Ответ с некоторой паузой (легкое замешательство и явное непонимание): "… Ну … это … значит организовывать. Это основное".

В 2004 году я в качестве тренера-консультанта участвовала в проекте группы компаний АКР "Школа молодого специалиста", основными участниками которого являлись выпускники различных вузов г. Екатеринбурга. Здесь напрямую пришлось столкнуться и работать с завышенными установками выпускников, корректируя их ожидания

Нарисуем среднестатистический портрет выпускника ВУЗа, который стремится найти работу: это молодой человек, 21-23 лет, получивший высшее образование (а иногда два высших образования), порой владеющий иностранным языком, обладающий навыками работы с компьютером. Не всегда, но иногда все же в нем присутствует амбициозность, а также (что встречается уже значительно реже) готовность прилагать усилия для осуществления собственных амбиций и достигать результат. Последнее качество очень важно, но встречается, к сожалению, у выпускников не так часто на практике, как этого бы хотелось Компании-работодателю.

Дело в том, что на рынке труда любой кандидат сегодня оценивается в двух основных плоскостях:
1) что ты умеешь делать (профессиональный опыт, навыки и умения);
2) личностные параметры (твои амбиции, реальный уровень достижений, зрелость личностных установок).

Что касается 1-го момента, то профессиональный опыт выпускника, как правило, либо минимален, либо полностью отсутствует. То, что, будучи абитуриентом, выпускник когда-то выбрал ту или иную специальность, еще не гарантирует, что он будет реализовывать себя именно в этом направлении.

Поэтому на сегодняшний момент работодатели чаще всего предлагают выпускникам так называемые входные позиции: менеджер по продажам, продавец-консультант, торговый представитель. С одной стороны это позволяет Компании закрыть самые востребованные позиции на рынке и оценить потенциал молодого сотрудника. С другой стороны, при работе на этих позициях у молодого человека формируются то, что не может дать система вузовского образования:

1) Знания и навыки, отражающие специфику деятельности конкретной Компании.
Например: знание самой Компании, ее корпоративной культуры, особенности системы ее менеджмента; знание товарной группы, навыки в технологии продаж; знание конкурентной среды данного рынка и т.д.
2) Понимание и чувство Клиента этой Компании (что является очень важным конкурентным преимуществом на рынке).
У каждой компании есть свой целевой Клиент, ради которого и существует Компания. И если ты хочешь достичь успеха, то необходимо говорить на одном языке с теми клиентами, которые у тебя есть.

Есть еще очень важный момент - личностный, о котором говорилось выше. О нем чаще всего не задумывается выпускник, и на нем не акцентируется внимание в вузах: это личностные, психологические установки, формирующие особое отношение к работе и достижению результата. Можно обладать 2-мя дипломами, говорить на 2-3-х языках, отлично владеть компьютером, но все это будет лежать мертвым грузом, если у человека сформировано ошибочное отношение к работе. Например (что очень часто встречается) это может быть претенциозное, разочарованное отношение. И возможно это происходит именно из-за того, что он так много знает, а его (или ее) заставляют продавать или выполнять работу секретаря.

Молодой человек (особенно амбициозный), как правило, движим своими завышенными ожиданиями. Он не понимает, что ему еще надо доказать, что он умеет работать и достигать результата. Он, не сделавший на рынке еще ни шага, стремится поставить себя вровень с теми, кто уже прошел тысячи километров. И это является его ошибкой.

В итоге Компании выгоднее взять того человека, который обладает точными личностными установками по отношению к работе, и научить его специальным навыкам, нежели того, кто больше знает, но руководствуется своими ошибочными установками.

На рынке идет своеобразный отбор, и, как опять же показывает практика, наиболее сильные, гибкие и талантливые из выпускников в среднем через 1-2 года постепенно начинают продвигаться вверх по карьерной лестнице. И это неминуемый процесс, даже если человек вошел в Компанию на позицию продавца-консультанта, так как любая Компания в конечном итоге заинтересована в сильных кадрах.

Очень хотелось бы, чтобы сами выпускники понимали эти, казалось бы, простые вещи, а вузы в свою очередь способствовали формированию подобных установок у своих выпускников. Тогда не будет тех разочарований, с которыми так часто сталкиваются выпускники вузов дневных отделений при устройстве на работу.

Источник: ГК АКР

×